Народная кукла Десятиручка. Мастер-класс

Что-то я в последнее время перестала успевать, столько дел навалилось: прополка, ремонт, готовка, да еще и порукодельничать охота. Пришлось в срочном порядке делать своими руками помощницу в домашних делах. Встречайте, народная кукла оберег Десятиручка.
Народная кукла Десятиручка. Мастер-класс

Народная кукла Десятиручка. История и значение

История появления такой интересной мотанки в коллекции народных русских кукол весьма интересна. По легенде, когда-то давно покровительница ремесленников Макошь сжалилась над одной работящей женщиной, которая ну никак не успевала по хозяйству и подарила ей еще 2 руки. Но даже с четырьмя руками хозяйка все не поспевала, столько у нее было дел.
Макошь подарила еще 2, и так до тех пор, пока у той не оказалось целых 10 рук. Когда же и это не помогло, Макошь забрала у женщины «лишние» 8 рук и подарила ей куклу Десятиручку, чтобы та помогала по хозяйству. С тех пор девушки и женщины стали мастерить такой оберег своими руками, веря, что с куколкой они смогут делать свою работу быстрее и лучше.
Традиционно мотанку делали осенью, когда все работы на поле были закончены. Материал при изготовлении куклы своими руками использовали только натуральный – лыко (мочало), солому, лен. Я же решила сделать оберег не совсем традиционным способом, из ткани. 

Кукла Десятиручка. Мастер-класс

Чтобы сделать куклу Десятиручка своими руками, нам потребуются:
  • лоскут ткани, размером в 9 на 30 см – для туловища;
  • 6 лоскутов ткани, размером в 4 на 15 см – 5 для рук и 1 для повойника;
  • лоскут ткани на юбку, размером в 17 на 11 см;
  • пряжа для косы (в мастер-классе взята джутовая нить);
  • лоскуты ткани на фартуки;
  • лоскут – на узелок, размером в 7 на 7 см;
  • наполнитель (в мастер-классе – шерсть для валяния);
  • нитки, тесьма, кружево.
Порядок работы:
  1. Основу куклы делаем так же, как и в мастер-классе по Веснянке
  2. Рук у нашей куколки целых 10, поэтому делаем 5 скруток и вставляем их между половинками туловища. 



  3. Фиксируем методом обереговой перевязи в виде креста на груди, одновременно формируя и талию.
  4. Юбку и фартуки привязываем выворотным методом. 


  5. Осталось сделать нашей Десятиручке косу – символ удачи. Волосы (нити джута) просовываем между половинками головы и, собирая на затылке в пучок, заплетаем косу. Поверх повязываем кружево.


  6. В данном мастер-классе я решила косыночку не повязывать, а ограничиться широким повойником. Осталось сделать котомку, символ достатка, и повесить ее на поясок мотанке.


Вот такая кукла Десятиручка украшает сейчас мой рукодельный уголок. Спасибо, что досмотрели до конца и рада буду, если мастер-класс окажется для кого-то полезным. Желаю вам успевать во всех делах, я же буду надеяться, что с появлением этой куколки я наконец-то начну воплощать свои планы на лето в жизнь.
Народная кукла Десятиручка. Мастер-класс


P.S. Только я успела сделать фотосессию, как приехал муж и привез мне посылочку от Наталии Ошуевой, блог "С улыбкой на лице", разыгранную в рамках проекта "Давайте дружить". Ой, как я была счастлива, не передать словами! Пуговички, замочки, тканюшка какая интересная (Десятиручка уже потирает все свои 10 рук в предвкушении). И самое главное - короб, который я не так давно наблюдала у Наталии в блоге! Наташенька, еще раз огромное спасибо!


Народная кукла, оберег, Десятиручка, Мастер-класс

P.P.S. И еще, хочу напомнить вам, что открыта Галерея оберегов. Срок у нее хоть и большой, но все таки имеется. Желающие добавить свои работы, не расслабляйтесь, делайте обереги и присоединяйтесь)))

Смотрите также:

Девка-Баба (кукла Перевертыш). Мастер-класс


Травница (кубышка) – кукла-оберег от болезней


Кукла-оберег Подорожница. Мастер-класс


Кукла-оберег Колокольчик. Мастер-класс

24 комментария:

  1. Какая интересная история! Про куклу знала, а вот историю нет. Спасибо за просвещение! Отличная куколка получилась и МК! Пусть помогает! А пуговки-то, пуговки!!!!!!!!!!! ММММММММ!

    ОтветитьУдалить
  2. На до же, как интересно!!! Светик, благодаря тебе я столько узнаю о различных оберегах, про такую куколку даже не слышала. Все никак не соберу лоскуточки, у бабушки не оказалось, вчера у соседки спрашивала, она пообещала принести, говорит целый чемодан остался еще от мамы, она у неё шила. Так хочется уже начать делать таких куколок, но пока не получается, десятиручку сделаю в первую очередь, чтоб все успевать ;-) Идея грибная созрела, тоже нужно воплотить в жизнь!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Танюш, жду-жду))) И грибочки, и куколки)))
      Да, забыла в посте написать, когда Десятиручку мотать будешь, на каждую руку придумай занятие, в котором куколка будет помогать)))

      Удалить
    2. Спасибо, Светочка, за важное дополнение, обязательно так и сделаю!!!

      Удалить
  3. Света, чудесная Десятиручка получилась! Желаю, чтоб она хорошо тебе помогала и на все находилось время!

    ОтветитьУдалить
  4. Света, в самую точку!!! Не жить, не быть мне сегодня именно такая куколка нужна!!! Видимо, уже не справиться без такой помощницы!!!
    Спасибо, ты как всегда вовремя!!!

    ОтветитьУдалить
  5. Ух , и актуальная для меня куколка ! даже две неплохо бы было ...
    Спасибо за МК , Света !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, Оль, мне уже тоже 10 рук маловато...

      Удалить
  6. Куколка суперская получилась - а коса у нее какая!

    ОтветитьУдалить
  7. Света, куколка получилась оригинальной! Хочу себе сделать, очень нужна))). А вообще хорошая идея - сделать свою, не похожую на традиционные, нужно подумать в этом направлении))). Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо))) Я начинаю уже уходить от традиционного исполнения. Хочется привнести что-то свое, но так, чтобы смысл остался.

      Удалить
  8. Хороша помощница!!!а рук то сколько)))) ну все,Света,теперь только попробуй сказать ,что ничего не успеваешь с такой помощницей!!))))
    Красивая и яркая она у тебя!!Желаю успехов в ремонте!!И с печкой чтобы все получилось!а зачем разбираете?а она какая?русская?большая?
    Я своим в Болгарии как то раньше нашла фотки русской печи.Они были в шоке)))от размеров печи)) и от многофункциональности))
    Я свою Пеленашку в галерею добавлю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ой, Ален, надо еще 10 таких многоручек сделать, чувствую...Вот есть у меня нехорошая черта, люблю многое начать, одновременно(((
      Ну хоть печку уже разобрали, осталось всего-ничего: новую сложить))) не грела совсем, да и странно сложена была...
      На русскую у нас домик маловат))) Хоть и нравятся они мне)))
      Пеленашку, конечно, добавляй)))

      Удалить
  9. Какая уютная куколка получилась! Ни малейших сомнений - она волшебная!

    ОтветитьУдалить
  10. Света, прикольная куклеша получилась! Такой оберег каждой рукодельнице пригодится)) Подарочки замечательные, поздравляю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, спасибо))) Ткань очень нравится, думаю уже куда применить)))

      Удалить
  11. Светлана, с каждым новым постом, с каждым МК я думаю, как замечательно, что среди тысячи блогов отыскала твой:))) Мне даже странно теперь - а как я раньше обходилась без него? Жду с нетерпением новых публикаций. Комменты, правда, сейчас пишу редко - это жара виновата...вместе с ней пришла мигрень и постоянная борьба со сном. Когда мне больно, засыпаю.
    Сегодня у нас прохладно, и я быстренько к тебе в блог:))) Интересная легенда... и куколка мне из соломы не по душе, а вот тканевая - то, что надо!
    Куколка пречудесная. Тоже нада-такую-срочна... ничего не успеваю:( Пойду-ка сделаю себе помощницу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташ, я очень рада, что тебе нравится))) Сделаешь куколку, приглашаю в галерею http://zanozatoys.blogspot.com/2015/05/oberegi-svoimi-rukami.html )))
      У меня в жару тоже всегда голова болит((( но у нас пока и не было не то, что жары, тепла как такового...

      Удалить
  12. Света, спасибо, я солидарна с Наташей - блог твой замечательный и полезен настолько, что каждую тему нужно выносить в отдельную закладку!

    Здоровья всем нам и многорукости!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Оль! да, многорукость не помешала бы...

      Удалить