Кукла-оберег Подорожница. Мастер-класс

Приезжала ко мне на выходных сестренка со своей семьей. Мягких игрушек, понятно дело, я своим племяшам нашила руками предостаточно, однако захотелось сделать куколку и их мамуле. Тряпичную куклу-оберег в дорогу – Подорожницу.

Подорожница – оберег для путешественников своими руками

Такая кукла-мотанка в старину была обязательным атрибутом для любого путника. В котомку-узелок клали щепотку земли или золы из очага, зерно, чтобы путник не знал голода, и ниточку, чтобы нашел дорогу домой. Оберег обычно носили в кармане, отсюда и такой маленький размер, чуть больше спичечного коробка...

Как сделать Подорожницу. Мастер-класс

Итак, чтобы сделать Подорожницу своими руками, нам понадобятся:
  • белая ткань для личика, размером в 15 на 15 см;
  • цветная ткань на платье, размером в 9 на 14 см;
  • узкая тесьма на повойник;
  • уголок цветной ткани на платок;
  • полосочка ткани или широкая тесьма на фартук, размером в 3 на 7 см;
  • полоска ткани для ручек, размером в 15 на 6 см;
  • лоскуток льна на котомку, размером в 7 на 7 см;
  • крупа (в мастер-классе использована перловка);
  • синтепух или вата;
  • нитки красные для перевязки.

Порядок работы
  1. На лоскут ткани для головы кладем небольшой шарик синтепуха. Заворачиваем один уголок ткани на себя, затем другой. Получается конвертик, который надо перевязать у основания красной (обережной) ниткой.


  2. Там, где у нас получились складочки, будет затылок куклы, а спереди личико у нашей мотанки почти без морщинок. Надеваем на куклу красную тесемку и перевязываем на шее – получился нарядный повойник.


  3. На лоскут ткани для платья выкладываем фартучек, кладем куклу и заворачиваем (см. фото). Перевязываем платье ниткой у шеи и отворачиваем. Вот такая куколка у нас уже вырисовывается.



  4. Следующим этапом мастер-класса сделаем нашей Подорожнице ее главный атрибут, узелок-котомку. На кусочек льна кладем немного синтепона и зернышки. Складываем уголки друг к другу и перевязываем обережной красной ниткой. 

  5. Котомку Подорожница будет держать в своих ручках. Для них мы сделаем скрутку. Ткань подворачиваем с боков и складываем, затем завязываем посередине, но не туго.


  6. Нам еще надо привязать к ручкам котомку. Ручки завязываем опять у шеи нашей куклы. Осталось повязать платочек и кукла-оберег Подорожница своими руками готова в дорогу.


  7. На этом мастер-класс можно бы и закончить, но я решила немного «усовершенствовать» куклу-мотанку. Так как предполагается карманный вариант ношения оберега, я побоялась, что кукла может быстро истрепаться. Поэтому решила присобрать низ платья и зафиксировать. Теперь все получилось очень компактно и надежно.



Вот, теперь точно все, мастер-класс закончен. Осталось сделать фото на память и можно отправляться в дорогу.





Только я успела сделать фотосессию, как у нас пошел...град. Вот такая у нас весна в этом году...


Смотрите также:

Народная кукла-оберег Купчиха (Успешница). Мастер-класс

Народная кукла Десятиручка. Мастер-класс

Делаем Пеленашку своими руками

Обереговая парочка на хороший урожай. Крупеничка и Богач

29 комментариев:

  1. Прелесть просто!!!
    Такая точно поможет в пути!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Твои куколки такие добрые, полные положительной энергии! Фотографии- высший класс!

    ОтветитьУдалить
  3. Ладненькая куколка! Вся такая натуральная - глаз отдыхает и душа радуется.

    Светлана, все ткани у оберега натуральные, а почему синтепон? может лучше вату брать или светлые тканевые обрезки? или шерсть (это я вспомнила, что у меня есть коза и полная торба выстиранной шерсти).
    Вот сейчас прямо и сяду делать эту куколку...только козу покормлю:)))))

    А весна таки да, с сюрпризами. Фото с градом очень красивое.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Наталия))) Да, ткани стараюсь брать натуральные. Насчет ваты, пробовала, не понравилось((( она очень сильно скатывается и не держит форму. А вот против шерсти ничего не имею, думаю, что это даже более правильно будет...В старину синтепона не было)))

      Удалить
    2. Наташа, поздравляю! Уже увидела в ленте, куколка получилась очень хорошенькая))) И ко мне можно на ты ;)

      Удалить
  4. Хорошенькие подорожницы получились, а фото так удачно подчеркивает смысл и назначение кукол.
    Красиво у вас! Веселые домики, фотогеничные заборы, трава зеленая:) У нас вчера тоже был град, но зелени пока нет. Но тоже красиво.
    Я голосую за вату в народных куклах))) У меня, наоборот, с синтепоном одно мучение - форму не держит:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дмитриевна, спасибо))) От вас похвалу получить вдвойне приятно)))

      Удалить
  5. Очень хорошенькие получились ))) а фото, особенно фон на заднем плане, особенно подходит к этим куколкам!
    Я как-то тоже увлеклась народными куклами )) разные делала ))
    У меня к тебе вопрос-предложение ))) как на счет куклы Желанницы? Я себе давно хочу такую сделать. Но в разных источниках разные данные... Знаю только, что в августе ее делают. Но вот как. Где-то пишут, что как мотанку, где-то - что на каркасе из двух веточек. Я вот как-то подзапуталась и бросила эту идею... А тут твой замечательный блог!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, пока у меня такой запал, что думаю дойду и до МК по Желаннице))) В планах изучить все техники и обереги))) Спасибо тебе, когда знаешь, что твои старания не напрасны, творить ой-как получается)))

      Удалить
    2. Молодец! Обязательно показывай!!! Это полезные куколки!

      Удалить
  6. Ой, Светик, какие же они милахи!!! Ты большая молодец!!! Спасибо за МК, все очень доступно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тань, спасибочки))) Это меня на куколок обережных так потянуло, прям руки трясутся.))) Домашние в шоке...муж как-то с работы приходит, видит еще парочку и выдает:"О, они размножаются!")))

      Удалить
    2. Улыбнуло про размножаются)))

      Удалить
  7. ЗдОрово! Понравилось очень, добавила в закладки, когда-нибудь... Ой, когда же, когда?!... Но сделаю!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оленька, спасибо))) Видела Ваших домовых, это же просто чудо))) Я пока только мечтаю сделать для нашей баньки обережек)))

      Удалить
  8. Света. твои куколки меня просто очаровывают! Спасибо! А тесьма у тебя такая красивая, нужно и мне поискать орнаменты на лентах).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аня, спасибо))) У нас есть замечательный магазин от Могилевской ленты, там все и закупаю))) Думаю, в Минске тоже должен быть такой)))

      Удалить
  9. Света, здоровские куклеши получились и такие малипусечки - ювелирная работа! Фоточки колоритные, здоровски передают тематику работы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, спасибочки))) Да, в квартире таких фоток не сделаешь))) У меня все обереги в деревню на фотосессию едут...

      Удалить
  10. Какие они классные, может и я когда-то попробую сделать, тем более есть у кого учиться.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оксана, спасибо))) Конечно, сделайте, мы все учимся друг у друга, в этом и есть вся прелесть блогожизни)))

      Удалить
  11. Очень интересные и не обычные куклы! Спасибо за МК)))

    ОтветитьУдалить
  12. Скажите,пожалуйста, нужно ли придерживаться лунных суток?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, я не делаю мотанки только в так называемые "сатанинские" дни.

      Удалить